Суббота, 04.05.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Вход
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Архив записей

               

Автоматическая коробка переключения передач (также автоматическая трансмиссия, АКПП) — разновидность коробки передач автомобилей.

  

Особенности эксплуатации и ремонта АКПП

   

В Европе и Америке даже школьники смело разъезжают на авто. Если вы обратите внимание на то, какая у их машин коробка передач, то, скорее всего, окажется, что автоматическая. Таким авто управлять проще, ведь передачи переключаются автоматически, стартует машина с АКПП быстрее.

 

И на этом список преимуществ автомобилей с автоматической коробкой передач (АКПП)  не заканчивается. Кто-то выбирает машину с АКПП для удобства вождения, кто-то обращает внимание на цену и престижность таких комплектаций.

 

Водители, у которых машина с МКПП, жалуются на то, что у них после долгих часов за рулем затекает нога на педали сцепления. Если у Вас авто с АКПП, Вы уже давно забыли об этой неприятности. К тому, же по московским пробкам намного комфортнее передвигаться на авто с автоматической коробкой передач (АКПП). С этим не поспоришь!

 

Учитывая все эти преимущества, российские водители внимательнее присмотрелись к авто с АКПП, а некоторые уже даже сменили своего старого «боевого коня» на нового, у которого коробка передач, конечно, автоматическая.

 

Но помимо множества положительных моментов, есть у машин с АКПП и недостатки. За удовольствие от комфортной езды приходится платить сложным и длительным процессом ремонта АКПП.

 

Причин поломок автоматической коробки передач(АКПП) может быть несколько. Самые основные из них – переключение рукояти управления на ходу, несвоевременная замена масла и фильтрующего элемента. Ломается АКПП и если машина часто буксует в снегу или грязи. Как видим, практически любой водитель может обратиться в автосервис с просьбой отремонтировать АКПП своей машины.

 

К уже сказанному можно добавить и то, что поломки у АКПП обычно серьезнее, а их диагностика сложнее. Вот поэтому и возникает проблема, где отремонтировать АКПП своего  автомобиля и сделать это так, чтобы коробку передач(АКПП) действительно отремонтировали, а не «починили».

 
 
Конструкция
 

Большинство АКПП состоят из гидротрансформатора, планетарных редукторов, фрикционных и обгонных муфт и соединительных валов и барабанов. Также иногда применяется тормозная лента, затормаживающая один из барабанов относительно корпуса АКПП при включении той или иной передачи.

Гидротрансформатор конструктивно устанавливается между двигателем и собственно АКПП. Корпус гидротрансформатора с ведущей турбиной закрепляется на маховике двигателя, как и корзина сцепления. Основная роль гидротрансформатора — передача момента с проскальзыванием при трогании с места. На высоких оборотах двигателя (и обычно на 3-4 передаче) гидротрансформатор обычно блокируется находящейся внутри него фрикционной муфтой, делающей проскальзывание невозможным и ликвидирующей затраты энергии (и расход топлива) на вязкое трение масла в турбинах.

 

Гидротрансформатор состоит из трех турбин — входной (выполнена заодно с корпусом), выходной и статора. Статор обычно глухо заторможен на корпус АКПП, но в некоторых исполнениях затормаживание статора включается фрикционной муфтой с целью максимально эффективного использования гидротрансформатора во всем диапазоне оборотов.

Планетарный редуктор, непосредственно передает крутящий момент.

 

Фрикционные муфты (иногда называется «пакет») осуществляют переключение передач сообщением или разобщением элементов АКПП — входного и выходного валов и элементов планетарных редукторов, а также их затормаживанием на корпус АКПП. Муфта выглядит как нечто среднее между сцеплением и синхронизатором в МКПП и состоит из барабана и хаба, барабан имеет крупные прямоугольные шлицы внутри, хаб — крупные прямоугольные зубья снаружи. Между барабаном и хабом расположен пакет кольцеобразных фрикционных дисков, часть из которых выполнена из металла и имеет выступы снаружи, входящие в шлицы барабана, а часть — из пластмассы и имеет вырезы внутри, куда входят зубья хаба. Сообщение фрикционной муфты производится сжатием пакета дисков гидравлически кольцеобразным поршнем, установленном в барабане. Масло к цилиндру подводится через канавки в барабане, валах и корпусе АКПП.

 

Обгонная муфта свободно проскальзывает в одном направлении и заклинивает с передачей момента в другом. Обычно состоит из внешнего и внутреннего колец и расположенного между ними сепаратора с роликами. Используется для снижения ударов во фрикционных муфтах при переключении передач (передача момента начинается только при повышении оборотов двигателя после переключения, приводящего к попытке одной из деталей планетарного редуктора вращаться в обратную сторону и заклиниванию ее в обгонной муфте), а также для отключения торможения двигателем в некоторых режимах работы АКПП.

 

Устройство управления АКПП представляет собой набор золотников, управляющих потоками масла к поршням тормозных лент и фрикционных муфт. Положения золотников задаются как вручную механически рукояткой селектора, так и автоматически. Автоматика бывает гидравлической или же электронной.

 

Гидравлическая автоматика использует давление масла от центробежного регулятора, соединенного с выходным валом АКПП, а также давление масла от нажатой водителем педали газа. Это дает автоматике информацию о скорости автомобиля и положении педали газа, на основании которой переключаются золотники.

 

Электронная автоматика использует соленоиды, перемещающие золотники. Кабели от соленоидов выходят вовне АКПП и идут к расположенному где-то вне АКПП блоку управления, иногда объединенному с блоком управления впрыском топлива и зажиганием. Решение о перемещении соленоидов принимается электроникой на основе информации от положении педали газа и скорости автомобиля, а также положении рукоятки селектора.

 

В некоторых случаях предусмотрена работоспособность АКПП даже при полном выходе из строя электронной автоматики, но только с третьей передачей переднего хода, или же со всеми передачами переднего хода, но с необходимостью их ручного переключения рукояткой селектора.

 

Разновидностью АКПП является автоматизированная бесступенчатая трансмиссия (вариатор). Также существуют различные автоматизированные («роботизированные») РКПП.

 

 
Виды селекторов
 

Селектор определяет режим работы АКПП. Расположение рычага селектора может быть различным. На автомобилях американского производства вплоть до 1990-х годов в основной массе селектор был расположен на рулевой колонке. На европейских машинах традиционно было более распространено напольное расположение. На японских автомобилях встречались оба варианта, в зависимости от целевого рынка. На коммерческих автомобилях вагонной и полукапотной комопоновки, довольно большое распространение имеет расположение селектора на панели приборов (точнее, на консоли). Существуют системы выбора режимов работы АКПП без рычага, в которых для переключения используются кнопки — например, на автомобилях Chrysler конца 1950-х — начала 1960-х годов, Edsel, отечественной «Чайке» ГАЗ-13, многих современных автобусах.

 

Если система имеет рычаг-селектор, выбор нужного режима осуществляется его перемещением в одно из возможных положений. Чтобы предотвратить случайное переключение режимов, либо используется кнопка-фиксатор, которую необходимо нажать для перемещения рычага, либо надо отжать вниз сам рычаг (как на Audi 100), либо (в случае с подрулевым селектором) надо потянуть рычаг на себя, либо прорезь для перемещения рычага-селектора выполняется ступенчатой (например, на автомобилях Mercedes-Benz).

 
 
 Основные режимы работы
 

Что касается режимов работы, то практически любая АКПП имеет следующие режимы, ставшие стандартными с конца 1950-х годов:

 

«Р» — парковочная блокировка (ведущие колеса заблокированы, блокировка находится внутри самой АКПП и не связана с обычным стояночным тормозом);

«R» (на отечественных моделях — «Зх») — задний ход (недопустимо включать до полной остановки автомобиля, на современных трансмиссиях зачастую существует блокировка);

«N» (на отечественных — «Н») — нейтральный режим (включается при кратковременной стоянке и при буксировке на небольшое расстояние);

«D» (на отечественных — «Д») — движение вперёд (как правило, задействуются все ступени, либо все, кроме повышающих передач);

«L» (на отечественных — «П») — пониженная передача (для движения в сложных дорожных условиях).

Начиная с конца 1950-х годов, эти режимы располагают именно в такой последовательности. В 1964 году в США она была закреплена в качестве обязательной для использования американским Сообществом Автомобильных Инженеров (SAE).

 

Ранее пытались использовать иные варианты, но это оказывалось неудобным, даже небезопасным. Например, потребители, привыкшие к механическим трансмиссиям тех лет с подрулевым рычагом, у которых для включения первой передачи необходимо было потянуть рычаг на себя и опустить вниз, случайно включали задний ход и попадали в ДТП при раскладке режимов P-N-D-L-R (трансмиссия Buick DynaFlow) или P-N-D-S-L-R (GM Hydramatic).

 

Поэтому положение, соответствующее режиму R, стали располагать над нейтральным положением селектора. Впервые такая раскладка (P-R-N-D-L) была использована на автомобилях фирмы Ford.

 
 

 

 Дополнительные режимы работы
 

В современных АКПП, с большим числом рабочих диапазонов, могут присутствовать дополнительные режимы работы, а положения селектора могут обозначаться иначе:

 

«[D]» или «OD» — овердрайв (ступень с передаточным отношением менее единицы), режим движения с возможностью автоматического переключения на повышающую передачу. Наиболее подходит для равномерного движения по трассе;

«D3» или «O/D OFF» — только I, II и III передачи, либо отключение повышающей передачи (овердрайва). Активный режим наиболее подходящий для движения по городу;

«S» (либо цифра «2») — диапазон пониженных передач (I и II либо только II передача). «Зимний режим»;

«L» (либо цифра «1») — второй диапазон пониженных передач (только I передача).

Также, втречаются дополнительные переключатели (реализованные, например, в виде кнопок) режимов работы АКПП:

 

«Sport» или «Power» — переключение передач происходит на более высоких оборотах двигателя. Более динамичный разгон в ущерб расходу топлива;

«Winter» или «Snow» — трогание происходит со II-й передачи (для предотвращения пробуксовки колес).

В некоторых случаях режим Sport задействуется автоматически при глубоком нажатии на педаль газа — т. н. «кикдаун». В некоторых случаях режим кикдауна запрещен при отключении режима Overdrive.

 

В отличие от МКПП, АКПП поддерживает торможение двигателем далеко не во всех режимах. В режимах, где торможение двигателем запрещено, трансмиссия свободно проскальзывает в обгонных муфтах (как в велосипеде) и автомобиль движется «накатом». Например, в некоторых случаях первая передача с торможением двигателем задействуется только при выборе водителем положения «1». При выборе первой передачи автоматикой из положения «D» торможение двигателем невозможно.

 
 
Tiptronic
 

Полуавтоматический режим работы АКПП, впервые реализованный компанией Porsche. В России слово «типтроник» часто применяется для названия всех аналогичных конструкций других производителей, хотя оно и является торговой маркой Porsche (другие производители называют аналогичные конструкции иначе).

 

В этом режиме выбор передачи осуществляется водителем вручную подталкиванием рычага селектора в направлениях "+" и "-" - переход на следующие передачи вверх и вниз. Автоматически осуществляется только переход с первой передачи на вторую при недопустимо высоких оборотах двигателя.

 

Механически коробка передач при этом такая же, как и обычная АКПП, изменен только рычаг селектора и автоматика управления.

 

Признак TipTronic-подобных АКПП — вырез для перемещения рычага селектора в виде лесенки.

 
 

  

 

 О трудностях ремонта АКПП
 

Если Вы пришли в какой-то автосервис, попросили  отремонтировать АКПП, а механики сразу кинулись менять какие-то запчасти, скорее всего, Вам попались не профессионалы. Все дело в том, что коробка передач, и в особенности автоматическая, - это сложный механизм. Он состоит из нескольких десятков запчастей. И сломаться может любая из них или сразу несколько.

 

Ремонт АКПП может быть достаточно трудоемким. Поэтому в некоторых автосервисах предлагают просто заменить коробку передач, это наиболее способ «ремонта». Но если в АКПП Вашего авто поломка несерьезная, то Вы просто-напросто переплатите лишние деньги.

 

К ремонту можно приступать только после тщательной диагностики. Иначе Вы попадете в ситуацию, о которой не понаслышке знают многие автовладельцы. Вам не только не устранят поломку, но и окончательно сломают АКПП. И когда Вы обратитесь за помощью в другой автосервис, Вам придется:

 

-  Устранять ошибки предыдущего «ремонта».

-  Ремонтировать АКПП.

 

 

Это значит, что Вы заплатите трижды. За первый неудачный ремонт, за устранение ошибок и непосредственно за ремонт. Принцип: «семь раз отмерь, один раз отрежь» действует безотказно и при выборе автосервиса. Доверяйте ремонт своей машины тем специалистам, которые не только считают себя, но и являются настоящими профессионалами.

 

И помните, что даже если Вам неинтересно вникать во все тонкости ремонта, Вам необходимо, по крайней мере, узнать причину поломки. Чтобы избежать ее в будущем. В автосервисе, который предоставляет качественные услуги и который дает на них гарантию, Вам обязательно посоветуют, как эксплуатировать Ваш авто с АКПП, чтобы реже обращаться за помощью к механикам.

 

 

 

 

Разместите Ваше объявление так же на:
досках объявлений doskitop.ru
Copyright MyCorp © 2024Сайт управляется системой uCoz
Рейтинг@Mail.ru
Автосервис Акпп-сервис,
Главная Московская доска объявлений - 495RU.ru Строительная фирма: Ремонт квартир, коттеджей в Москве